Аэросани для охотничьих нужд

Суббота, 05 Ноя 2011

Аэросани для охотничьих нужд построить может любой коллектив охотников своими силами. Для этого требуется: авиационный мотор МИ, отработавший ресурс и непригодный для постановки на самолет, и воздушный винт. Эти предметы могут приобретать коллективы охотников воинских частей, а также подразделений Гражданского воздушного флота.
Из самолетов, списываемых как ненужный лом, можно сделать аэросани, не применяя какого-либо другого материала. Для этой цели годится любой одномоторный самолет.
В той или иной степени я принимал участие в строительстве аэросаней из фюзеляжей самолетов Ил-2 и По-2, а также из сосновых брусьев и фанеры. Во всех случаях аэросани полностью отвечали своему назначению.

Самолет ПО-2

Привожу краткое описание аэросаней, построенных из фюзеляжа самолета По-2, как самую простую конструкцию, не требующую больших затрат времени и материалов.
Корпус аэросаней. Корпус изготовляется из фюзеляжа самолета По-2, списанного с эксплуатации.
Передняя часть фюзеляжа используется полностью без изменения. Задняя часть фюзеляжа обрезается: по верхним лонжеронам — на уровне распорки третьего отсека; по нижним лонжеронам — на уровне распорки четвертого отсека.
Поскольку основную нагрузку в аэросанях несут нижние лонжероны, для повышения их прочности весь фюзеляж укладывается на раму, изготовленную из сквозных брусьев
сечением 100 X 100 мм.
Продольные брусья изготовляются длиной, равной расстоянию от противопожарной перегородки до отреза нижних лонжеронов задней части фюзеляжа. По форме брус должен соответствовать изгибу лонжерона на стыке передней и задней частей фюзеляжа. Продольные брусья присоединяются к фюзеляжу в узлах крепления нижнего крыла и в местах связи поперечных брусьев. По обеим боковинам фюзеляжа, опираясь на продольные брусья, устанавливаются брусья-стойки такого же сечения, как и брусья грузовой рамы.
В верхней части брусьев-стоек устанавливаются узлы крепления стойки переднего амортизатора задних лыж. Узлы крепления стоек пары задних амортизаторов лыж устанавливаются в нижних точках крепления подмоторной рамы, т. е. в узлах крепления подкосов шасси самолета По-2.
Между двумя передними поперечными брусьями грузовой рамы укрепляется стойка-амортизатор передней пары лыж.
Корпус аэросаней, как и фюзеляж самолета, является основой крепления винтомоторной установки и ходового устройства.
Ходовое устройство. Ходовое устройство состоит из шасси и передних рулевых лыж. Для шасси аэросаней используется шасси самолета с некоторой переделкой. Ось разрезается на две полуоси, которые соединяются между собой карданным узлом, вследствие чего поле шасси делается шире, что увеличивает устойчивость аэросаней.
На оси карданного узла жестко укрепляется тремя неподвижными подкосами узел крепления оси шасси. Для предотвращения смещения концов полуосей назад устанавливается пара подкосов, имеющих крепление на концах полуосей и в передней части силовых брусьев корпуса аэросаней. Амортизационные стойки шасси самолета переносятся своим креплением на узлы крепления подкосов самолетных шасси. Кроме того, вводятся дополнительные амортизационные стойки, которые крепятся в верхней части усиленной стойки-бруса корпуса аэросаней, для чего верхняя часть амортизационных стоек удлиняется.
Передние рулевые лыжи крепятся на оси, составляющей одно целое с поршневой трубой передней амортизационной стойки. Цилиндр передней амортизационной стойки крепится неподвижно между парой передних поперечных брусьев силовой рамы специальным фланцем и растяжками.
Для передней амортизационной стойки может быть использована любая (подходящая по размерам) амортизационная стойка самолета от шасси или костыля.
Ось рулевых лыж по длине должна обеспечить расстояние между лыжами в 15-20 см. Чеки колпачков крепления передних, рулевых лыж утолщены и имеют ушки для крепления тросов управления. Подошвы лыж рекомендуется обить листовой сталью толщиной 1 мм, а по продольной оси подошвы обязательно проложить полосовое железо шириной 10 мм.
Винтомоторная установка. Винтомоторная установка на аэросанях, сделанных из самолета По-2, остается без изменения, только мотору изменяют вращение в обратную сторону, что достигается перестановкой газораспределения и масляной помпы. Тяги управления мотором удлиняются и выводятся в кабину водителя.
Воздушный винт разворачивается на 180° и превращается в толкающий.
Управление аэросанями. Управление аэросанями тросовое. Для этого удобно использовать штурвал тяжелых самолетов.
В кабине водителя укрепляется штурвал с шестерней для цепи Галля. К концам цепи прикрепляются тросы управления, которые идут вертикально к полу кабины; под
полом тросы делают перегиб под углом несколько больше 90°. Перегиб осуществляется через опорные ролики. Хромы, перекрещиваясь, идут к колпачкам крепления передних лыж и присоединяются к ушкам чек.
Кабина водителя и кабина стрелков устраиваются по усмотрению коллектива с учетом удобства для водителя в управлении аэросанями и для стрелков в ведении огня из положения стоя.
Единственно, что необходимо сделать в обязательном порядке, — это заградительный щиток между кабиной стрелков и кабиной водителя, так как огонь почти всегда ведется в направлении хода аэросаней, что при отсутствии щитка при толчках может привести к несчастному случаю. Щиток делается так, чтобы минимальный угол стрельбы составлял 15° к направлению хода аэросаней. Очень желательно щиток обить листовой сталью, способной выдержать случайный выстрел.

Рубрики: Снаряжение охотника


Популярные новости:

загрузка...

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв